PUBLIC

Творцы и девелоперы, часть I: об особенностях выбора

22.05.2023

Выбирая из десятков, если не сотен архитектурных и дизайнерских бюро и в итоге отдавая проект в конкретные творческие руки, девелоперы рынка недвижимости руководствуются целым рядом критериев. И далеко не все они имеют отношение к творчеству.

 

Недавно группа «Самолет» совместно с Агентством креативных индустрий при столичном департаменте предпринимательства и инновационного развития объявила творческий конкурс на разработку концепций объектов паблик-арта. Конкурс, заявки на который принимаются до 21 июня, проходит в рамках государственной программы развития арт-рынка «Арт фабрика», призванной объединить владельцев бизнеса и представителей арт-индустрии для поиска новых концепций и нестандартных арт-решений. Предполагается, что победившие работы займут место в трех проектах «Самолета»: «Верейская 41», «Остафьево» и «Заречье парк».

Как поясняют в компании, общим направлением конкурсных работ выбрана «новая идентичность». Участники смогут творчески интерпретировать тему русской природы в рамках дизайн-кода каждого квартала и сконструировать новые смыслы и социокультурные коды для общественных пространств. «Наши исследования показывают: девять из десяти москвичей считают, что городу нужны арт-объекты, а более половины покупателей хотели бы видеть паблик-арт в своем ЖК. Поэтому мы решили поддержать конкурс, который позволит создать городскую среду нового поколения и поможет современным художникам вписать свои имена в историю наших кварталов», — отмечает руководитель управления развития продукта и аналитики группы «Самолет» Леон Пряжников.

Взаимоотношения столичных девелоперов с паблик-артом давно вышли за границы простого любопытства со стороны первых и робких экспериментов со стороны вторых. Сегодня это полновесное, полномасштабное, весьма разностороннее сотрудничество: тут можно вспомнить и статую Дон Кихота, ставшую локальной, но крайне популярной достопримечательностью ЖК «Испанские кварталы», и представленные на прошедшей два года назад выставке «Красный сад» работы, которые после закрытия экспозиции должны были переехать в открытые пространства новых жилых комплексов, построенных компанией «Интеко», и скульптуру художника Льва Ефимова «Источник»* из серии «Отражение города» — новый объект современного искусства, открытый в конце апреля этого года на территории квартала жилых небоскребов Headliner, и арт-объект «Жест» Алены Пигаревой*, который украсит территорию ЖК «Любовь и голуби». Это только начало длинного списка, который вскоре дополнят работы участников самолетовского конкурса.

 

Что же касается самой конкурсной практики отбора, то вообще-то устраивать соревнования между архитекторами, дизайнерами или художниками девелоперов никто не обязывает — это сугубо их личное, но все чаще и чаще принимаемое решение. А стало быть, высококонкурентным с полным правом можно назвать не только сам девелоперский бизнес Москвы, но и его, так сказать, «творческую составляющую».

BFM.ru спросил игроков девелоперского рынка, какими критериями они руководствуются, выбирая из десятков, если не сотен архитекторов и дизайнеров и в итоге отдавая проект в конкретные творческие руки? Готовы ли они пойти на эксперимент и привлечь к работе несомненно интересных, но начинающих художников? И как оценивают перспективы устоявшихся пар «девелопер — архитектор» и «девелопер — дизайнер»?

 

Есатия Бадри, главный архитектор ГК «Кортрос»:

«Нам важно нестандартное мышление. От архитекторов, бюро, которых мы выбираем, мы ждем новых решений и их развития. При этом, конечно, важен опыт. У нас как у девелопера есть свой: мы видим, что лучше продается, какой запрос у покупателя, какие проектировочные ошибки были допущены на уже реализованных нами проектах. Смотрим, оцениваем, какой опыт у потенциального архитектурного бюро. Важно в конечном итоге получить баланс между квадратными метрами и планировочными решениями квартиры с ее эффективной площадью. Дорогого стоит готовность проектировщиков погружаться, углубляться в наши предложения, цели и задачи и вносить свои замечания и предложения. Следующий пункт, который очень важен для нас, — это открытость к новому: трендам, технологиям и «супервидение» — понимание того, что будет востребовано и актуально через три года, 10 и 50 лет. Мы хотим и готовы совместно с архитекторами и дизайнерами создавать новые шедевры, которые будут оценены следующими поколениями профессионального сообщества и нынешним потребителем. Мы готовы приглашать молодых архитекторов и дизайнеров. Это расширяет горизонты, дает свежее, новое видение и в целом понимание современной молодежи. При этом мы смотрим на то, чтобы у молодых специалистов был опытный наставник-профессионал с большим опытом, багажом знаний. Собственно, связь поколений так и формируется. Что же касается устоявшихся пар, то все зависит от целеполагания времени и компетенции участников. Как со стороны девелопера, так и со стороны архитекторов, дизайнеров очень важно, насколько правильно выстроен процесс взаимной работы. Например, если целью ставить узнаваемость бренда, то лучше работать с одним человеком: у проекта будет свой почерк. Важный момент в подобных коллаборациях — не терять творческую составляющую и не замыкаться на ком-то одном, пусть и очень опытном специалисте. Необходим постоянный сбор идей и концепций для реализации успешных проектов».

Екатерина Тейн, исполнительный директор по маркетингу и продажам девелопера «СЗ «Стадион «Спартак»

«Главное при выборе проекта и архитектора или дизайнера, который будет его реализовывать, — эстетика и опора на практичность и эргономичность. Выбирая архитекторов для проекта «Клубный город на реке Primavera», экопарка Primavera, других проектов на полуострове Покровское-Стрешнево в рамках комплексного развития территории, мы смотрим на портфолио. Идеи должны быть интересными и уникальными, а предложенные нам решения — не отрываться от действительности. Есть примеры, когда архитекторы создают красивую картинку без понимания, как ее можно реализовать с учетом современных материалов, тенденций и за адекватные деньги. Работая над нашими проектами, мы проводим конкурсы, ищем интересные творческие идеи и всегда смотрим на реальность реализации, встречаемся с архитекторами лично. На таких встречах становится понятно, как они видят проект, работу над ним и с помощью чего идею можно реализовать. В такой логике не играет роли возраст архитектора — это может быть и мэтр, и молодой специалист. Общаясь с мэтрами российской архитектуры, я слышала утверждение, что многие архитекторы и дизайнеры, даже имея талант, становятся востребованными и получают премии благодаря коллаборации с девелоперами. Застройщик становится связующим звеном между креативной идеей архитектора или дизайнера и запросом конечного покупателя. У архитекторов и покупателей нередко разные цели: одни хотят создать шедевр, который запомнят на года, другим важны потребительские свойства — эргономичность, комфорт. В России в 1990-е и начале 2000-х годов, особенно в премиальном и элитном сегменте появлялись проекты, которые шли от формы — творчеству архитекторов не было границ, но внутри получались квартиры с множеством углов, трапециевидной формы, с изогнутыми линиями, где было сложно создать уютное и комфортное пространство для жизни. Благодаря девелоперам на рынке появляется все больше эталонных жилых проектов. Архитектура — творческий процесс, поэтому устоявшимся парам архитектор-девелопер сложно существовать в рамках нескольких проектов. Как у девелоперов есть разные площадки и разные запросы, так и архитекторы могут не захотеть работать над проектом, например, не почувствовав локацию».

Мария Башаева, директор по продукту «Аеон девелопмент»:

«Основными критериями при выборе архитектора, на которые мы обращаем внимание, являются его портфолио, качество выполненных работ и опыт в уже реализованных проектах. Нам важно, чтобы подрядчик работал в подходящем для нас стиле, следовал мировым тенденциям. Также нам важно, чтобы он создавал качественный продукт, поэтому оцениваем качество на уже реализованных проектах. Мы рассматриваем и приглашаем молодых, начинающих архитекторов. Однако в таком случае тратим большое количество своих внутренних ресурсов на контроль за молодыми специалистами. А в устоявшихся парах есть как плюсы, так и минусы. Плюсы в том, что ты всегда знаешь, какой получишь результат, минимизируешь риски. Если говорить о минусах, то в таких парах сложно каждый раз привносить в проект новизну и креативность, что крайне важно для продукта».

Диана Кравченко, руководитель отдела «Благоустройство и озеленение» ГК «А101»:

«Что касается молодых архитекторов, мы не просто готовы, а уже отдаем проекты в их руки. Более того, начинающие команды заслуженно выигрывают наши архитектурные конкурсы: так было на проекте общественного центра в жилом районе «Прокшино». Мы провели конкурс на разработку лучшей архитектурной концепции общественного центра, в состав жюри входили представители не только ГК «А101», но и правительства Москвы, Агентства стратегических инициатив, видные члены архитектурного сообщества, а председателем был главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. Победителем стал консорциум молодых бюро IND architects и DO. Команда предложила довольно простые в реализации, но умные решения, благодаря которым у здания будет гибкая структура, в которой легко программировать функции. Например, детские площадки со склонами предусмотрены на участке со сложным ландшафтом, который архитекторы предложили превратить в игровой ландшафт. Умение понимать потребности заказчика — ключевое условие успешности устоявшегося тандема «девелопер-архитектор». Внешний специалист, предлагая концепцию, должен хорошо понимать, как превратить ее в реальный проект, уметь подготовить соответствующую документацию. Кроме того, не лишними будут знания о том, как то или иное решение эксплуатируется на практике, каковы свойства грунтов, износостойкость различных материалов в заданном климате и хотя бы приблизительную стоимость предлагаемых решений. И здесь нужно отметить, что у молодых архитекторов не всегда хватает нужных навыков и опыта реализации проектов и их ввода в эксплуатацию. В результате девелопер может получить решения, которые красиво и современно смотрятся на рендерах, но совершенно нежизнеспособны и весьма затратны в условиях реальной эксплуатации».

 

По мнению эксперта, для того чтобы молодые архитекторы быстрее набирали портфолио реализованных проектов, необходимо при их профессиональной подготовке сместить акценты на реальные кейсы и обширную производственную практику, а также внедрить в практику проектных организаций систему наставничества.

«Пока ее нет, нужное обучение нередко ложится на плечи девелоперов. К примеру, я посвящаю много времени работе с молодыми архитекторами: мы проговариваем каждое решение, подробно обсуждаем их экономику и свойства материалов, вместе ищем альтернативные варианты. Есть убеждение, что подобные навыки помогут молодым архитекторам быстрее и ярче проявлять свои лучшие качества: хорошее понимание и «чувство» современных трендов, действительно свежий взгляд на городскую среду и умение предложить необычные и эффектные решения», — уверена Диана Кравченко.

Интересно, а считают ли сами архитекторы и дизайнеры, что работают в действительно высококонкурентной среде? Что, по их мнению, помогает сегодня выиграть борьбу за заказчика? И может быть, если девелоперы вправе выбирать творцов, то и в обратном направлении подобный выбор возможен? Об этом стоит поговорить отдельно.

https://www.bfm.ru/news/525714 

КОММЕНТАРИИ
Комментарии модерируются. Пишите корректно и дружелюбно. Отправить
0 комментариев